+7 (495) 120-42-92
Перезвоните мне
Франшиза

Адаптация к детскому саду

Привыкаем к детскому саду.

Детский сад, даже самый чудесный - с добрыми воспитателями, вкусной едой и интересными играми - это новый трудный период для ребенка и для всей семьи. Бывает, конечно, что чадо с первых дней машет маме "пока-пока" и спокойно уходит играть, но гораздо чаще расставание бывает другим: со слезами, криками, злостью и огромной печалью. 

Нужно ли готовить ребенка к поступлению в детский сад?

Обычно до сада ребенок проводит все время с мамой или другим постоянно заботящимся и близким взрослым, например, с няней или бабушкой. В детском саду - другие дети и взрослые, другое помещение, другие запахи и еда. А своего, близкого - нет. Многие взрослые делают вывод, что причина страданий именно в этом, а значит ребенка нужно "не приучать" к одному человеку, оставлять с разными людьми и в разных местах как можно раньше. Однако с точки зрения научной психологии это совсем не так. Стабильность и постоянный круг близких людей жизненно важны для младенца и для малыша примерно до двух - двух с половиной лет. И попытки приучать ребенка к такой социальной самостоятельности - то же самое, как если бы мы принуждали к бегу малыша, не умеющего самостоятельно стоять. Важно помнить, что процесс адаптации - нормален, он занимает время, и ребенок в какой-то период будет нуждаться в вашей поддержке больше, чем обычно. 

Подготовка к саду - важная вещь. Что же можно сделать заранее?

-      Научить ребенка простым навыкам самообслуживания - есть самому, одеваться, пользоваться горшком/унитазом.

-      Научить ребенка просить о помощи, выражать словами или понятными жестами (если малыш ещё плохо говорит), чего он хочет.

-      Рассказывать ребенку о том, как в саду все устроено - распорядке дня, занятиях, о том, какой персонал там есть и кто кого слушается, к кому за чем можно обратиться.

Есть несколько важных пунктов подготовки для самих родителей. Не только ребенок расстается с нами и переживает, мы со своей стороны тоже тревожимся, отдавая малыша чужим взрослым. Поэтому хорошо бы ответить для себя на такие вопросы:

-      Зачем вообще мой ребенок идёт в детский сад?  Не противоречит ли мой план потребностям и особенностям малыша? 

-      Чего я жду от детского сада в целом?Насколько мои ожидания соотносятся с реальностью - есть ли такие сады, например, в моем городе? Если нет, от чего я могу отказаться, как скорректировать желаемый образ?

-      Что для меня особенно важно знать про детский сад?Развивающие программы, или образование педагогов, или может быть безопасность, бытовые условия или питание детей? А может быть важно лично познакомиться с воспитателями или увидеть своими глазами, как проходит прогулка? Задайте свои вопросы сотрудникам сада, это обязательно снизит уровень вашего беспокойства.

Рекомендации других родителей могут оказаться бесполезными именно потому, что для разных людей ответы на эти вопросы будут совершенно разными.

Итак, ребенок и родители готовы, детский сад выбран, наступает она - адаптация.

Как помочь малышу и всей семье прожить этот период максимально мягко и спокойно?

  1. Соотнесите ваш домашний режим с тем, что существует в саду - утреннее пробуждение к нужному времени, время и количество приемов пищи, дневной сон, прогулки. Если ребенок, например, привык поздно ложиться и поздно просыпаться, ему будет значительно труднее. Постарайтесь постепенно скорректировать то, что возможно.
  2. На время, пока ребенок привыкает к саду (от нескольких недель до нескольких месяцев) постарайтесь сократить любые интенсивные переживания для ребенка, даже положительные. Пусть все остальное, что происходит в жизни, будет максимально стабильным.
  3. Не оставляйте ребенка без предупреждения. Незаметно уйти, пока он заигрался, кажется очень хорошим решением чтобы не встречаться со слезами малыша. Но такой ход может привести к сильному скачку тревоги. Ребенок должен знать, что он останется в группе ненадолго сам, а мама заберёт его, например, после прогулки. Лучше дать какой-то понятный малышу временной ориентир.
  4. Не ругайте ребенка за слезы! Важно принять чувства, а не стыдить или наказывать за них, тогда с ними будет гораздо легче справиться. Скажите, что понимаете, что он будет скучать, и что вы будете скучать тоже. Но обязательно вернётесь за ним, а пока он может интересно провести время.
  5. Общайтесь с воспитателем, и при ребенке, и без него. Квалифицированные специалисты и сами будут инициаторами общения, чтобы стать для вас (а значит и для ребенка) ближе, узнать особенности и привычки. Задавайте вопросы, которые помогут вам больше доверять воспитателям, тогда и ребенку будет с ними заметно спокойнее.
  6. Расспрашивайте малыша о том, что случилось в саду за день. Не о том, "хорошо ли он себя вел", а о важных для детей подробностях - во что и с кем играли, вкусным ли был обед, что делали на прогулке, какие занятия больше понравились. Концентрируйтесь не на том, каким "должен" быть ребенок (например, спокойным, образцово послушным, "удобным"), а на его реальности и переживаниях.
  7. Брать с собой игрушку или какую-то вещь из дома, которая помогает успокоиться - совершенно нормально. Знающие основы детской психологии воспитатели знают об этом, иногда сами предлагают родителям приносить в группу такую "волшебную вещь" против тревоги и уж точно не запрещают и не ругают за это.

В следующих материалах мы обязательно обсудим другие вопросы, связанные с детским развитием и с тем, как родители могут помочь детям расти гармонично. Пусть адаптация будет мягкой, и пребывание в детском саду станет счастливым временем для ваших детей!

 

Автор статьи Нина Шкилева, 

детский аналитический психолог