Москва +7 (495) 120-42-92
Санкт-Петербург +7 (812) 334-90-73
Перезвоните мне
Франшиза

Чем детский сад лучше няни. Мнение психолога.

Современные родители уделяют много внимания воспитанию и развитию детей. И у них есть выбор с самого раннего возраста – домашнее образование (самостоятельно или с приглашенными нянями и гувернантками),  или детские сады, работающие по разным развивающим программам. 

 

Кому и почему стоит выбрать детский сад, как он помогает ребенку, на что опираться при выборе – об этом поговорим сегодня. 

 

Детский сад действительно подходит не всем, некоторым детям хорошо бы пойти туда попозже или не идти вовсе, потому что до возможностей адекватной спокойной социализации они дозревают позже. Но у детской группы, в которой живёт и развивается ребенок, есть очень важные преимущества.

  1. Коммуникация. Дети учатся общаться с ровесниками, знакомиться, решать конфликты, искать компромиссы в игре, помогать друг другу, реагировать на разное поведение других детей. Это то, чему нельзя "научить" в теории, это как плаванье – без воды ничего не получится. В детском саду малыши встречают первых друзей, решают первые конфликты. Группа даёт возможность через подражание пробовать разные модели поведения. В группе легче научиться принимать правила, да и нарушать их тоже – оба умения важны.
  2. Обучение в группе. И педагогам, и детям легче и интереснее организовывать обучающие игры с группой детей, а не с одним. Можно устроить соревнование, можно выполнять задание в парах с распределением функций, можно сочинять истории, создавать целые учебные сценарии с ролями для каждого. Дети сотрудничают, подражают друг другу, это повышает эффективность обучения.
  3. Свободная игра. Уже, кажется, все взрослые понимают ее необходимость. В игре нужен партнёр. Вместе с другими детьми в игре появляются новые идеи, новые эмоциональные реакции. Через совместную игру дети осваивают разные жизненные ситуации, дают выход чувствам, находят новые способы реагирования. Игра учит понимать чувства других и свои собственные, развивает эмоциональный интеллект.
  4. Отдельная жизнь. Да-да, жизнь вне семьи, вне дома, со своими переживаниями и приключениями, со своими решениями и ошибками, вне постоянного контроля родителей. Это учит быть открытым, активным и смелым. И всегда есть истории, которыми можно поделиться с семьёй за ужином.

Если родитель делает выбор в пользу детского сада, вопросов становится только больше. Как выбирать?

Безусловно, у родителей могут быть разные представления и требования к месту, в которое они доверяют ребенка. Назову несколько пунктов, которые можно добавить в чек-лист.

Хороший детский сад (с точки зрения детского психолога) это:

 

-       Уважение к личности. Ко всем участникам процесса – ребенку и родителям, а ещё воспитателям, нянечкам, педагогам и другим сотрудникам. 

-       Открытость и поддержка. Хорошо, когда родитель знает, что происходит с его ребенком, как устроен его день. Важно иметь возможность получать ответы на разные вопросы, услышать рекомендации для вашего ребенка.

-       Понятная родителям и детям система правил, по которым сад живёт. Это хорошо помогает справиться с тревогой и маме с папой, и малышу на этапе адаптации. 

-       Баланс между обучением и игрой, структурой и "хаосом". Если дети в саду целый день чем-то важным заняты, у них нет времени на игру, свободную деятельность, ждите утомления и перегрузок. И социализация в таком случае страдает тоже, потому что общение остаётся формальным.

-       Гибкость развивающих программ, индивидуальный подход. Хорошо, когда педагоги не делят детей на "умных" и не очень, а видят индивидуальные способности и помогают преодолевать конкретные трудности во всём – и в освоении новых знаний и умений, и в коммуникации, и в самоконтроле.

-       Понимание принципов детского развития и опора на них. Это касается и программ развития, и регулирования взаимоотношений между детьми. Воспитатель, требующий от детей, например, "сидеть тихо", должен понимать, как от детей этого возраста тишины добиться, не прибегая к запугиваниям и наказаниям.

-       Умение выдерживать разные детские эмоции и помочь ребенку адекватно справиться с ними. "У нас в саду никто никогда не плачет" – фраза тревожащая, так не бывает. Дети плачут, злятся, ссорятся, отказываются быть послушными. Это нормально. Важно, чтобы воспитатель мог утешить, помирить, дать безопасно позлиться.

 

Пусть детский сад для ваших малышей станет местом, где его ждут приключения,друзья, новые знания и атмосфера роста личности!