Москва +7 (495) 902-02-82
Санкт-Петербург +7 (812) 334-90-73
Перезвоните мне
Франшиза

Дети и гаджеты

Включать ли тоддлеру мультики? Нужен ли дошкольнику смартфон? Сколько времени ребенку можно играть в компьютерные игры или приставку?

Родители решают эти вопросы очень по-разному, и однозначно ответить почти невозможно. 

"Умные устройства" входят в нашу жизнь быстрее, чем мы можем осознанно включить их в неё. Культура пользования гаджетами только развивается, и ещё не всё взрослые понимают, что нужно отключить оповещения на переговорах, и не всем из нас легко отказаться от таких "пожирателей" времени, как соцсети или игры. 

В этом году Всемирная организация здравоохранения опубликовала новые рекомендации, касающиеся экранного времени, для детей от рождения до 5 лет. И если раньше врачи говорили о полном запрете на гаджеты для малышей младше трёх, то теперь для двухлеток установлен лимит "не более часа". Конечно, это связано с тем, что меняется наша жизнь в целом. И ВОЗ не имеет ввиду, что с двух лет гаджеты обязательны. Можно, но нужно ли?

Для того, чтобы решение об использовании ребенком электронных устройств стало для родителя более осознанным, важно исследовать минусы и плюсы такого использования.

 

Что не так с гаджетами?

 

-Ограничивают физическую активность. Ребенок сидит у экрана и совсем не двигается. Гаджеты тормозят развитие мелкой моторики, мешают развитию схемы тела и пониманию своих возможностей. А это в свою очередь негативно влияет на развитие интеллекта. 

-Ограничивают воображение и свободную игру. Огромное количество сюжетов мультфильмов и игр мешают развитию сюжетов собственных. В виртуальном мире все даётся в готовом виде, не нужно придумывать и творить. В реальности ребенок может придумать сотню способов использования, например, деревянной палочки - в игре такая креативность не нужна.

-Не дают учиться предвосхищать и ждать. Получать удовольствие и ответ на потребность сразу же хорошо только в младенчестве. Во взрослой жизни приходится ждать, прилагать усилия. А в компьютерной игре или мультфильме мы как будто остаёмся в младенческой позиции и совсем не учимся выдерживать напряжение.

-Тормозят развитие общения. Гаджет заменяет живых людей. Он реагирует на наши движения и слова, делая живое общение не таким уж нужным.

-Ребенок попадает в зону риска стать жертвой мошенников или травли в интернете.

 

В чем же польза?

 

"Умные устройства" - часть жизни, которую тоже нужно осваивать. Без них точно нет будущего, а значит ребенку нужно постепенно учиться с ними обращаться, так же как есть ложкой или завязывать шнурки.

Полезный контент и обучение работе с информацией. У ребенка есть доступ к любым виртуальным урокам и мастер-классам. Он учится задавать вопросы, постепенно начинает отличать качественные полезные ресурсы от бесполезных. Можно посмотреть на любых животных, побывать в любом музее мира, изучить строение Земли, услышать звучание любых инструментов. Конечно, ему нужна помощь взрослых.

Возможность общения, если оно затруднено в реальности. Иногда общение в интернете может быть очень важным. Например, если ребенок застенчивый. Или ему трудно найти единомышленников из-за узких специальных интересов. В интернете можно общаться с носителями другого языка и находить друзей по всему миру!

 

Как выбрать полезные приложения и подходящие видео?

Вся информационная продукция в нашей стране маркируется значком о возрасте, с которого она считается подходящей для просмотра: 0+, 6+ итд. Однако рассчитывать на эти значки в плане интереса и тем более пользы для малыша не стоит. Это значит всего лишь, что мультфильм или игра не содержит "вредностей", указанных в законе - агрессии и насилия, сцен употребления вредных веществ, сцен сексуального характера. 

Выбирать полезный контент - дело сложное, можно ориентироваться на мнение экспертов-психологов, но важно и самим просматривать то, что вы предлагаете детям, и составлять собственное мнение.

 

Как применять гаджеты с пользой?

 

Не оставлять ребенка в одиночестве. Просмотр мультфильма по степени полезности для развития кругозора, эмоциональной компетентности и речи ничем не уступит книге, если смотреть мультик вместе со взрослым. Если вы сидите рядом, объясняете непонятное, задаете ребенку вопросы, а потом ещё и например вместе воспроизводите сюжет в игре рисуете или лепите героев - такой просмотр вполне подойдёт даже двухлетке.

 

Не использовать экран как поощрение или наказание.

Мы сами повышаем ценность времени, проведенного с планшетом или телевизором, когда говорим что-то вроде "не уберешь игрушки - никаких мультфильмов сегодня!" Когда гаджеты становятся чем-то очень важным, чего могут лишить, это заставляет ребенка не отпускать их гораздо дольше. Между тем, это просто обычная часть жизни, такая же как конструктор, краски или футбольный мяч.

 

Не злоупотреблять использованием для освобождения родительского времени.

Здесь хочется сказать пару слов в защиту родителей. Конечно, нам иногда приходится дать ребенку, например, планшет, чтобы поработать, доварить суп или просто попить кофе в тишине. Важно не начать ругать себя за это, а видеть реальность, и кроме виртуального предлагать ребенку реальное. Научиться играть сам ребенок может только через совместную игру со взрослым, приносящую обоюдное удовольствие. А иногда чтобы отдохнуть для совместных игр родителю нужны те самые 20 минут мультиков.

 

Объяснять правила безопасности. Как только ребенок выходит в интернет, он должен быть предупрежден о том, как вести себя там. "Родительский контроль" это важно, но без разговоров не обойтись. Это как с правилами дорожного движения - мы переводим ребенка через дорогу за руку, но все равно каждый раз говорим, почему сейчас стояли, а вот теперь пошли. Говорим о личной информации, знакомствах в сети, финансовых моментах, о том, что делать с оскорблениями или запугиванием.

 

Ещё один важный вопрос - как "оторвать" ребенка от экрана и соблюсти тот самый лимит времени? 

Малыши раннего возраста и дошкольники, сидя у экрана, впадают в состояние сознания, близкое к трансовому. Их поле зрения сужается до размеров монитора, они полностью погружены "туда". Поэтому когда мы экран выключаем, даже если ребенок хочет есть, спать, или не против заняться другими делами, физически ему очень неприятно. Старшим детям неприятно тоже, но малыши гораздо больше нуждаются в постоянстве мира вокруг себя, и гораздо чаще реагируют "истерикой". Как же выключить компьютер без ущерба для спокойствия всей семьи?

1. Предупреждайте заранее, что время заканчивается. Не просто криком из другой комнаты, конечно. Важно, чтобы вас услышали. Поэтому хорошо бы сесть рядом и дотронуться до ребенка, обнять его. Это ещё и поможет постепенно вернуться к реальным ощущениям в теле, обеспечит мягкий выход из изменённого состояния.
Присоединяйтесь к ребенку. "Ух ты, ты прошел следующий уровень!", "В этой серии Лунтик печет пирог, как здорово!"

2. Чем старше ребенок, тем правильнее будет спросить у него, можно ли посмотреть, что он делает. Уважение к личному пространству возникает только так.

3. Предлагайте завершить и переключиться на что-то. "Хочешь, мы с тобой тоже что-то приготовим вместе?". Помните, что ребенок, особенно маленький, после завершения игры или просмотра будет нуждаться в том, чтобы сделать с вами что-то совместно, и только потом сможет играть сам.

4. Если решение принято, оно должно быть осуществлено. Выключаем - значит выключаем. Если ребенок плачет, кричит, злится, успокаиваем его,  поддерживаем (не переходим на агрессию сами!) и все равно выключаем, таковы правила и иначе понять их нельзя.

 

Гаджеты стали обязательной частью нашей жизни, задача мам и пап - безопасно интегрировать их в реальность ребенка.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам делать это более осознанно и делать собственный, подходящий вашей семье выбор.

 

Автор статьи Нина Шкилева, детский аналитический психолог.