+7 (495) 120-42-92
Перезвоните мне
Франшиза

Как научиться играть с ребенком?


Совместная игра с ребенком укрепляет отношения, развивает умственные способности, учит общаться, исправляет проблемы поведения, помогает справиться с трудными чувствами. Кажется, все родители знают об этом. Почему же мы играем редко или не играем совсем?

 


1. Не хватает времени. Кажется, что играть нужно долго и обстоятельно, ещё и предварительно подготовившись. Но ребенку для поддержания хорошего контакта с вами достаточно получаса вашего внимания в день. Дело не в долгосрочности, а в полном погружении в ребенка - не отвлекаясь на дела, разговоры и гаджеты. Просто полчаса с мамой или папой. Можно начать с пятнадцати минут и постепенно наращивать время. Это только кажется простой задачей, если раньше вы не делали ничего подобного. Все дело в том, что…
2. Не хватает эмоциональных сил. Игра захватывает, играющий ребенок требует полного вашего включения, он громкий и быстрый. Это бывает нелегко вынести после трудного рабочего дня или в выходной. Постепенно игра для родителя перестает быть приятной и превращается в наказание. Постарайтесь не играть "насильно". Лучше совсем не играть, чем улыбаться неискренне. Дайте себе немного времени, чтобы отдохнуть. Однако, и это не всегда помогает. Все потому что…
3. Взрослые не умеют играть! Или не любят. Конечно, не все взрослые, но это частый вопрос к специалисту - как играть с ребенком. Игра - дело спонтанное и эмоциональное, ее трудно планировать и контролировать. Нам, взрослым, привыкшим к рациональности, трудно переключиться в "детский" режим. А ещё далеко не со всеми нами играли наши родители, поэтому мы не предоставляем, как это делать со своим сыном или дочкой. Важно выбирать те совместные занятия, которые будут вам приятны, чтобы совместное время было действительно ценным для вас. И возможно это будет вообще не игра.

Разберемся, как вообще можно играть с детьми в пределах квартиры/дома.


Сенсорные игры. Лоток с кинетическим песком, или миска с сухой гречкой/манкой, или тазик с водой, или... развиваем пальчики, расслабляемся, придумываем истории. Главное следить за тем, чтобы мелкие предметы не оказались во рту, носу или ушах. Такая игра и взрослому помогает расслабиться.


Предметные игры.  От кубиков и пирамидки до сложного конструктора. В зависимости от уровня сложности подходят детям разного возраста. Хорошо, когда можно строить не только "по инструкции", но и используя собственные идеи и фантазию - для развития ребенка важно и то, и другое.


Сюжетно-ролевая игра. С игрушками или без них. Развивает воображение и навыки социального взаимодействия, позволяет попробовать разные модели поведения, выразить эмоции и понять, психологически "переработать" жизненные ситуации. Можно предложить ребенку, к примеру, поиграть в детский сад, чтобы понять, как он там себя чувствует. Или попробовать поменяться ролями, чтобы малыш был родителем, а вы - ребенком. 


Настольные игры. Их множество, на разный возраст и интерес. Дети учатся действовать по правилам, ждать своей очереди, часто в таких играх нужно считать, рассуждать, запоминать. Ещё в настольных играх обычно бывают те, кто выиграл, и те, кто проиграл, важно чтоб ребенок мог бывать и в той и в другой ситуации. 


Подвижные игры. Их вполне можно устроить дома, даже если ваше жилище не самое просторное. Главное ограничить и обезопасить  пространство игры. Полосу препятствий на полу из подушек выкладывать пробовали? А играть в "запретное движение" - когда нужно зеркально повторять все действия ведущего, кроме одного заранее оговоренного, например, хлопка в ладоши? Кататься или ползать по полу, или носить на голове книжку, чтоб она не упала? Нейропсихологи от таких игр в восторге, ведь крупная моторика - основа интеллекта. А ещё это очень весело!


Совместное творчество. Можно использовать образец, а можно делать то, что сейчас хочется и нравится. Материалы могут быть любыми. Важно дать ребенку возможность делать самому свою часть поделки. А ещё можно рисовать каракули или кляксы и представлять, что бы это могло быть. Или дорисовывать рисунок друг за другом, вдвоем или большой семьёй. Или рисовать с закрытыми глазами. Или вместо кисточки взять вилку, ватную палочку, зубную щётку, травинку, собственный нос...


Мультики… Вместе! Присоединиться к ребенку в просмотре мультфильмов может быть очень даже полезно. Их можно обсуждать точно так же, как книгу. Спрашивать, что думает ребенок о происходящем, какой герой ему нравится, как бы он поступил на месте героев.  Потом можно, например, рисовать или лепить персонажей, и проигрывать сюжет мультфильма, или вместе придумать продолжение. И даже сделать собственный мультфильм с помощью пластилиновых фигурок и смартфона - есть много приложений для создания кукольной анимации.


Когда дела становятся игрой. Рано или поздно время игры заканчивается, нужно убирать игрушки по местам. Или нужно делать что-то ещё, скучное и неинтересное. Можно уговаривать или строго требовать послушания, а можно попробовать превратить, например, коробку для игрушек в голодного дракона, который требует срочно забросить еду ему в пасть! Или превратиться в разведчиков, которые должны разговаривать очень тихо, чтоб их не рассекретили. Или уложить спать всех по местам - кукол, машинки, конструктор, фломастеры... Конечно, каждый раз превращаться в ведущего детских праздников и придумывать сюжеты невозможно, да и не нужно. Но иногда такой неожиданный вариант буквально спасает эмоциональный климат в доме.


Это, конечно, не полный список вариантов игр, но надеемся, он вас вдохновит на поиск собственных. 


И ещё несколько важных правил:

 

-       Если вы не хотите играть с ребенком в то, во что он просит, смело скажите ему об этом, но предложите свой вариант.

-       Используйте идеи из интернета и книг по воспитанию. Самому постоянно генерировать новое просто невозможно, а выбирать сейчас есть из чего. 

-       Не надейтесь, что игра пойдет по вашему сценарию. Помните, что главный в этом процессе - ребенок, не заставляйте его, а следуйте за ним. Если он в тысячный раз просит играть в прятки, или меняет сюжет известной сказки, или делает в игре что-то ещё непонятное для вас – значит это для него важно.

-       Не играйте, если устали или раздражены. Просто скажите, что вам нужно немного времени, и вы поиграете потом. Но очень важно, чтобы это "потом" наступило, и примерно тогда, когда вы сказали.

-       Есть родители, которым совсем, никак, ни во что играть не нравится. И это тоже нормально. Выбирайте структурированные занятия с детьми – читайте, раскрашивайте, собирайте пазлы, разговаривайте, вместе готовьте еду и занимайтесь другими домашними делами, ходите за покупками, в общем, используйте то, что вам подходит, чтобы сделать совместное время приятным для всех. 

Интересных и полезных вам игр!