Совместная игра с ребенком укрепляет отношения, развивает умственные способности, учит общаться, исправляет проблемы поведения, помогает справиться с трудными чувствами. Кажется, все родители знают об этом. Почему же мы играем редко или не играем совсем?
Разберемся, как вообще можно играть с детьми в пределах квартиры/дома.
Сенсорные игры. Лоток с кинетическим песком, или миска с сухой гречкой/манкой, или тазик с водой, или... развиваем пальчики, расслабляемся, придумываем истории. Главное следить за тем, чтобы мелкие предметы не оказались во рту, носу или ушах. Такая игра и взрослому помогает расслабиться.
Предметные игры. От кубиков и пирамидки до сложного конструктора. В зависимости от уровня сложности подходят детям разного возраста. Хорошо, когда можно строить не только "по инструкции", но и используя собственные идеи и фантазию - для развития ребенка важно и то, и другое.
Сюжетно-ролевая игра. С игрушками или без них. Развивает воображение и навыки социального взаимодействия, позволяет попробовать разные модели поведения, выразить эмоции и понять, психологически "переработать" жизненные ситуации. Можно предложить ребенку, к примеру, поиграть в детский сад, чтобы понять, как он там себя чувствует. Или попробовать поменяться ролями, чтобы малыш был родителем, а вы - ребенком.
Настольные игры. Их множество, на разный возраст и интерес. Дети учатся действовать по правилам, ждать своей очереди, часто в таких играх нужно считать, рассуждать, запоминать. Ещё в настольных играх обычно бывают те, кто выиграл, и те, кто проиграл, важно чтоб ребенок мог бывать и в той и в другой ситуации.
Подвижные игры. Их вполне можно устроить дома, даже если ваше жилище не самое просторное. Главное ограничить и обезопасить пространство игры. Полосу препятствий на полу из подушек выкладывать пробовали? А играть в "запретное движение" - когда нужно зеркально повторять все действия ведущего, кроме одного заранее оговоренного, например, хлопка в ладоши? Кататься или ползать по полу, или носить на голове книжку, чтоб она не упала? Нейропсихологи от таких игр в восторге, ведь крупная моторика - основа интеллекта. А ещё это очень весело!
Совместное творчество. Можно использовать образец, а можно делать то, что сейчас хочется и нравится. Материалы могут быть любыми. Важно дать ребенку возможность делать самому свою часть поделки. А ещё можно рисовать каракули или кляксы и представлять, что бы это могло быть. Или дорисовывать рисунок друг за другом, вдвоем или большой семьёй. Или рисовать с закрытыми глазами. Или вместо кисточки взять вилку, ватную палочку, зубную щётку, травинку, собственный нос...
Мультики… Вместе! Присоединиться к ребенку в просмотре мультфильмов может быть очень даже полезно. Их можно обсуждать точно так же, как книгу. Спрашивать, что думает ребенок о происходящем, какой герой ему нравится, как бы он поступил на месте героев. Потом можно, например, рисовать или лепить персонажей, и проигрывать сюжет мультфильма, или вместе придумать продолжение. И даже сделать собственный мультфильм с помощью пластилиновых фигурок и смартфона - есть много приложений для создания кукольной анимации.
Когда дела становятся игрой. Рано или поздно время игры заканчивается, нужно убирать игрушки по местам. Или нужно делать что-то ещё, скучное и неинтересное. Можно уговаривать или строго требовать послушания, а можно попробовать превратить, например, коробку для игрушек в голодного дракона, который требует срочно забросить еду ему в пасть! Или превратиться в разведчиков, которые должны разговаривать очень тихо, чтоб их не рассекретили. Или уложить спать всех по местам - кукол, машинки, конструктор, фломастеры... Конечно, каждый раз превращаться в ведущего детских праздников и придумывать сюжеты невозможно, да и не нужно. Но иногда такой неожиданный вариант буквально спасает эмоциональный климат в доме.
Это, конечно, не полный список вариантов игр, но надеемся, он вас вдохновит на поиск собственных.
И ещё несколько важных правил:
- Если вы не хотите играть с ребенком в то, во что он просит, смело скажите ему об этом, но предложите свой вариант.
- Используйте идеи из интернета и книг по воспитанию. Самому постоянно генерировать новое просто невозможно, а выбирать сейчас есть из чего.
- Не надейтесь, что игра пойдет по вашему сценарию. Помните, что главный в этом процессе - ребенок, не заставляйте его, а следуйте за ним. Если он в тысячный раз просит играть в прятки, или меняет сюжет известной сказки, или делает в игре что-то ещё непонятное для вас – значит это для него важно.
- Не играйте, если устали или раздражены. Просто скажите, что вам нужно немного времени, и вы поиграете потом. Но очень важно, чтобы это "потом" наступило, и примерно тогда, когда вы сказали.
- Есть родители, которым совсем, никак, ни во что играть не нравится. И это тоже нормально. Выбирайте структурированные занятия с детьми – читайте, раскрашивайте, собирайте пазлы, разговаривайте, вместе готовьте еду и занимайтесь другими домашними делами, ходите за покупками, в общем, используйте то, что вам подходит, чтобы сделать совместное время приятным для всех.
Интересных и полезных вам игр!